Вопрос психологу Ек.Блюхтеровой:
здравствуйте! Сейчас очень популярна рекомендация говорить ребенку категорическое "нельзя" только в крайних ситуациях. Или когда нельзя=невозможно. Можете ли вы дать рекомендации относительно запретов? Просто, на мой взгляд, ребенку 1 года сложно усвоить слова грязно, плохо, опасно. Хотя вижу, что спустя 2 месяца повторений ребенок это все понимает как "брось" 😁 а вот брать мыло в рот - это и не плохо, и не особо опасно, и не грязно 😑 я в замешательстве. Как тогда попросить этого не делать? Если ещё добавить к этому, что ребенок, кажется, до 1,5 лет ещё не понимает частицу "не", я иногда не знаю, как поступать и что говорить

Ответ Блюхтеровой: До 3-х лет ребёнок всегда со взрослым, даже дома. Так что, как всегда, будут важнее действия; ребенок тащит мыло в рот - вы коротко говорите "нет" и останавливаете(физически) и сразу переходите к рассказу, а что можно делать мылом и показываете - мылите себе и ребенку руки, моете тарелку и пр.,, то есть: если мы останавливаем, говорим нет или нельзя, то важно предложить малышу альтернативу - что делать вместо
Нельзя сыпать песок на голову соседу - можно делать куличики или закопать грузовик
И т п

Про частицу "не"
Это касается и многих взрослых и детей разного возраста, но особенно актуально первые 5-7 лет ребёнка.
Если вы сказали что "не делать", стоит сразу же сказать что делать вместо.
Это связано с образностью мышления : " возьми ложку" - легко представить картинкой; " не бери лодку" - сложнее.
И у ребёнка маленький опыт, ему сложнее самому подбирать логичные/ожидаемые замены действиям.

(с)