воскресенье, 04 декабря 2016
Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего.
***
+++
Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.
Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?
Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя — в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10—20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.
***
Проблемы возникают и в онлайн-общении. Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?
Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.
***
Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?
Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.
***
Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?
Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется — мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.(с) Варга
@темы:
рабочий кабинет,
(с)
простыня
сейчас всё больше получает развитие альтернативное образование - видимо, действительно, есть потребности. И я как раз за альтернативу.
статья спорная, соглашусь.
И я на стороне автора статьи. Мысли созвучные с моими. И они, на мой взгляд, вовсе не о не гуляющих и не читающих детях, а о детях нового поколения, о том, что они другие и нужно им другое. А у нас пока ещё нет того другого.
На мой взгляд, Варга как раз и говорит о том, что современное образование НЕ отвечает ни возможностям, ни потребностям детей.
И если бы дети были научены сами добывать информацию (ту, которая нужна, а не тот объем, что дает школа), то у твоих студентов не было бы проблем с заданием "прочтите статьи по ссылке, там две на немецком, одна на анг. и последняя на португальском, но ее хорошо понимает переводчик гугловский". Обученные подобным образом, они бы сами догадались прогнать через переводчик. Да мало ли ещё какие способы придумали.
Все действительно находятся в разных положениях - тут я со своей судьбой и опытом, который не похож на опыт большинства, могу много чего сказать. Но это не повод обижаться и скидывать с себя ответственность. Зато это повод искать альтернативы.
Мне лично не нравятся ни гос.сады (зато в них есть воспитатели и учителя, которые на вес золота и если повезет, можно попасть к самородку и это вот будет самое лучшее), ни система школьного образования (она мне не нравится особенно). Мне оно тоже кажется, бессмысленным в таком виде, в котором оно сейчас существует. И тут уже дело каждого из родителей, что именно он хочет предложить своему ребёнку. Ну а дети и сами не дураки - они отлично умеют подстраиваться.
Образование, на мой взгляд, действительно рассчитано на какой-то маленький % в стране. Причем не на Алешу и Олесю из твоего коммента, как я это вижу. А как раз на тех, родители которых НЕ будут заниматься своими детьми. Потому что кто занимается, ищут альтернативы, тк понимают, что то, что даёт школа на данный момент - несколько бесмысленные, устаревшие вещи. Моё ИМХО, понятное дело.) Ещё ладно первые классы, а начиная с 5-го..
В общем, я за то, чтобы все переехали в Финляндию и шли в финские школы. Нет такой возможности, значит придется потрудиться и сделать "финскую" школу (или найти что-то подобное)для своего ребенка здесь. Нет такой возможности, времени, желания, чего-то ещё - значит придется принять то, что есть и им же пользоваться. Из серии: "не можешь изменить ситуацию, измени к ней отношение".
Это раньше было так)Меня родители учили сверх программы, а не вместо нее. Т.е. те те дети, что учились сами, вполне неплохо осваивали объем, предусмотренный школой. Потому что он хотя бы имел логически - понятную структуру для ребенка.
Я уже который год вижу разворот на что-то схожее со штатовской системой, когда есть школы для "простых", хорошие школы и элитные школы. Только с одним маленьким НО: у нас нет этого деления, а только предполагается, а программа уже перепахивается.
Обученные подобным образом, они бы сами догадались прогнать через переводчик. Да мало ли ещё какие способы придумали.
Но у меня есть этот навык, и у моей систер есть, и у напарника есть, и у моего отца, матери, даже у дедушки. Мы все выпуск до 2008 года) Почему его нет у молодняка? И это не ворчание, что раньше было лучше, а объективно у большинства с определенного года навык "учиться" утерян. Меня, например, это пугает =_= Потому что, в принципе, неважно как учить детей, важно, что мы получаем на выходе. Например, большая часть студентов невероятно быстро перегружается информацией.
Мне оно тоже кажется, бессмысленным в таком виде, в котором оно сейчас существует.
Мне тоже.
Потому что кто занимается, ищут альтернативы, тк понимают, что то, что даёт школа на данный момент - несколько бесмысленные, устаревшие вещи.
Чтобы найти альтернативу - она должна быть. Она мб в Москве, Питере, частично в Воронеже (но как показала практика - нет), например, крупных городах. А остальные?
Нет такой возможности, времени, желания, чего-то ещё - значит придется принять то, что есть и им же пользоваться. Из серии: "не можешь изменить ситуацию, измени к ней отношение".
В моем понимании: менять можно, главное, долго бить в темечко государству. И когда оно прогнется, продолжать, чтобы не было как с инклюзией.
Это как с реабилитацией: за нее бились 15 лет и подвижки огромные. Сейчас, наконец, выйдут стандарты к эрготерапии, физ. терапии, реабилитолагам. Да, они пока корявые, но битва продолжится, пока не станет как надо)
у большинства с определенного года навык "учиться" утерян.
ну вот мне кажется, это как раз от того, что с определенного года образовательная система, как она есть, начала просто разваливаться.
Учителей, которые любят своё дело, практические не осталось. Всё время какие-то реформы свыше, от тех, кто в этом ещё меньше разбирается. И получается какая-то неразбериха.
У меня мама учитель, и по её рассказам, по расскахам её подруги, а также объему никому не нужной работы, что я делаю вместо мамы (многочисленные требования напечатать программу про то, про это, про ещё что-то - не знаю, как простой учитель без помощи с этим всем справляется.), удивляюсь всему этому. Лучше бы не бумажной работе учителей - там можно что угодно написать - уделяли бы время, а тому как и чему учат. И как это всё усваивается. И вот с этим всё как-то грустно. Поэтому и появляться начали альтернативы в удивляющем уже кол-ве.
Чтобы найти альтернативу - она должна быть. Она мб в Москве, Питере, частично в Воронеже (но как показала практика - нет), например, крупных городах. А остальные?
Думаю, остальные подтянутся. Если им это будет нужно.
Например, я приезжаю в Тюменскую область, где у меня множество родственников - им там не до альтернатив, тк задачи совсем другие, интересы, ценности. Настолько различаются, что удивительно даже.
А ещё - кто ищет, тот найдет (откроет или смирится, ага). Всего лишь 4 часа езды от Тюм.обл. находится сама Тюмень. И вот у меня там тоже много родственников и друзей.
Кто-то жалуется на то, что ничего интересного в их городе нет. А другие - как, например, Эласия - ходят в Вальдорфский сад, школу, выпускают журнал по альтерантивному образованию. Ну а третьим это не интересно. И всё это в пределах одного города.
Ну и долго бить в темечко, да.
Очень здорово, что у нас выходят стандарты к эрготерапии.
И что вот, хотя бы в Москву, приезжала на днях Улла Кислинг - подруге повезло попасть на её семинар
Я работаю учителем англ.яз в школе, которая входит в топ 10 по Москве.
Работать очень тяжело и нервно. Особенно напрягает администрация с постоянными дебильными требованиями и проверками.
Текучка кадров у нас огромная. Бежит в основном молодняк. За год из 120 ушло 20+. В началке классный руководитель может смениться 4 раза за год. У некоторых учителей по два классных руководства. Вообще детей оооочень много и аудиторий не хватает. Классы устраивают в коридорах, лабораторных, раздевалках возле бассейна и в тренерской. Началка уже на предметном обучении, т.е. их водят на уроки к разным учителям в разные кабинеты.
Относительно своего предмета хочу сказать, что наши школьные учебники (хоть и новые), но совершенно отвратительные. Такое ощущение, что минобразования на них деньги отмывает. С этого года у нас еще запретили рабочие тетради. Другой УМК мы взять не можем, потому что он не отвечает ФГОС. А если кто-то, сговорившись с родителями, тайно берет, сразу огребает от администрации (у нас коллеги часто друг на друга доносят).
Я заканчивала пед и могу сказать, что нас к такому не готовили. Мы учили много теорий, методик и т.д., но применению на практике всего этого - нет.
А еще в классах бывает по 1-2 ребенку с овз. С ними вообще не понятно, что делать. У меня в прошлом году в 1м классе была девочка с дцп. Когда у нее было хорошее настроение, она спокойно сидела и рвала свой учебник. Но если плохое, то все. Весь урок сорван. Истерика с катанием по полу, сниманием одежды, опрокидыванием мебели. Кошмар просто.
Мне кажется, что все наше образование сейчас переживает Великую Смуту. Все, что было раньше, просрано. А нового пока еще нет.