Ju Whynot
Вопрос психологу Ек.Блюхтеровой:
здравствуйте! Сейчас очень популярна рекомендация говорить ребенку категорическое "нельзя" только в крайних ситуациях. Или когда нельзя=невозможно. Можете ли вы дать рекомендации относительно запретов? Просто, на мой взгляд, ребенку 1 года сложно усвоить слова грязно, плохо, опасно. Хотя вижу, что спустя 2 месяца повторений ребенок это все понимает как "брось" 😁 а вот брать мыло в рот - это и не плохо, и не особо опасно, и не грязно 😑 я в замешательстве. Как тогда попросить этого не делать? Если ещё добавить к этому, что ребенок, кажется, до 1,5 лет ещё не понимает частицу "не", я иногда не знаю, как поступать и что говорить
Ответ Блюхтеровой: До 3-х лет ребёнок всегда со взрослым, даже дома. Так что, как всегда, будут важнее действия; ребенок тащит мыло в рот - вы коротко говорите "нет" и останавливаете(физически) и сразу переходите к рассказу, а что можно делать мылом и показываете - мылите себе и ребенку руки, моете тарелку и пр.,, то есть: если мы останавливаем, говорим нет или нельзя, то важно предложить малышу альтернативу - что делать вместо
Нельзя сыпать песок на голову соседу - можно делать куличики или закопать грузовик
И т п
Про частицу "не"
Это касается и многих взрослых и детей разного возраста, но особенно актуально первые 5-7 лет ребёнка.
Если вы сказали что "не делать", стоит сразу же сказать что делать вместо.
Это связано с образностью мышления : " возьми ложку" - легко представить картинкой; " не бери лодку" - сложнее.
И у ребёнка маленький опыт, ему сложнее самому подбирать логичные/ожидаемые замены действиям.
(с)
здравствуйте! Сейчас очень популярна рекомендация говорить ребенку категорическое "нельзя" только в крайних ситуациях. Или когда нельзя=невозможно. Можете ли вы дать рекомендации относительно запретов? Просто, на мой взгляд, ребенку 1 года сложно усвоить слова грязно, плохо, опасно. Хотя вижу, что спустя 2 месяца повторений ребенок это все понимает как "брось" 😁 а вот брать мыло в рот - это и не плохо, и не особо опасно, и не грязно 😑 я в замешательстве. Как тогда попросить этого не делать? Если ещё добавить к этому, что ребенок, кажется, до 1,5 лет ещё не понимает частицу "не", я иногда не знаю, как поступать и что говорить
Ответ Блюхтеровой: До 3-х лет ребёнок всегда со взрослым, даже дома. Так что, как всегда, будут важнее действия; ребенок тащит мыло в рот - вы коротко говорите "нет" и останавливаете(физически) и сразу переходите к рассказу, а что можно делать мылом и показываете - мылите себе и ребенку руки, моете тарелку и пр.,, то есть: если мы останавливаем, говорим нет или нельзя, то важно предложить малышу альтернативу - что делать вместо
Нельзя сыпать песок на голову соседу - можно делать куличики или закопать грузовик
И т п
Про частицу "не"
Это касается и многих взрослых и детей разного возраста, но особенно актуально первые 5-7 лет ребёнка.
Если вы сказали что "не делать", стоит сразу же сказать что делать вместо.
Это связано с образностью мышления : " возьми ложку" - легко представить картинкой; " не бери лодку" - сложнее.
И у ребёнка маленький опыт, ему сложнее самому подбирать логичные/ожидаемые замены действиям.
(с)
и я!)
для каждой ситуации нужно искать свою альтернативу.
Вопрос в том, что именно её привлекает в кошачьем лотке. Я бы так поступила. Объяснила для чего он нужен, да, что он для кошки, а не для малышки. Показала бы ей свой горшок. Провела параллели. Даже если она ещё на горшок не ходит. Или унитаз - туда взрослые делают те же дела, что и кошка. "Но, может быть, тебе интересна штучка, на которую кошка какает/писает. Это наполнитель. Хочешь в него поиграть?". Если у вас есть наполнитель. Может, её камешки интересуют. Ну и поиграла бы один разок с этими камешками. Если бы мой ребенок захотел на завтра с камешками поиграть, я бы ей гречку предложила или бусины - они побольше.
С пересыпанием из миски в воду. Тут можно как раз обычные вещи - гречка, горох, чечевица, фасоль - ещё что-то - пересыпать из миски в миску. Из миски в водичку. Майя у меня очень любит так до сих пор делать. Только дзен отращивать. И ждать мужа с работы, когда уберёт.)) Шутка!) Правда, иногда мне действительно трудно убирать, и я прошу Колю - он мне очень помогает.
Если помощников нет, убирать не хочется. Лучше затевать другие игры. А те же кошачьи миски поднимать - на время пребывания с пола в кухне - чтобы не соблазняли.
Сочувствую насчет сосания пальца.
Это вообще какая-то больная тема для мам и пап. Старшее поколение ещё давит, говоря, что нельзя.
Я не знаю, что с этим делать, кроме как оставить ребенка в покое. Если сосет палец, значит чего-то ему не хватает. Не будет сосать палец, будет что-то ещё делать и палец, на мой взгляд, не самая плохая альтернатива успокоения себя. До трех лет, на мой взгляд, я бы точно не заморачивалась. Да дальше особенно тоже.. Не видела ни одного подростка сосущего палец.
Другой вопрос - что делать с раздражением, которое испытывает при этом родитель. Или с его страхами на этот счет..
Единственное, что посоветовала бы - не запрещать вот словами, как ты пишешь.( Так как обратного эффекта только достигаете. Фиксируете ребенка на этом пальце (типо якорения происходит. Ребенку будет труднее как раз отучиться!). Плюс много энергии и внимания в палец вкладываете - а любое внимание хорошо. Ребёнок пока не очень понимает между хорошим и плохим, и будет рад тому, что даете (впрочем, даже когда понимает, тоже рад будет любому - главное, внимание!)
Но что-то конкретное, кроме как оставить в покое малышку и вытирать ей летом руки, прежде, чем она в рот на улице понесет их - не могу посоветовать.
Ну и ещё разобраться маме с папой, чтобы атмосфера в доме была дружелюбной и спокойной, чтобы ре не нужно было себя успокаивать. Только это..
А ещё скажу вот что.) У меня Майя теребит пупок с года примерно. Сейчас меньше и всё равно теребит. Это как раз из серии про палец.
И семья у нас с Колей крепкая и дружная. Но все мы люди, у нас у всех свои особенности. Меня спокойной назвать с великим натягом можно.) То есть нельзя всё сделать идеально.
Я стараюсь и делаю всё, что могу. Иногда не всё.) Но есть вот такое. Ребенку нужно учиться себя успокаивать. Со временем найдет другие способы.
То есть найдут - и Алиса, и Майя. А нам побольше терпения и не корить себя, если что не так.
с чайником это особенная беда! Малыш ещё и не осознает многих вещей. И до определенного возраста действительно лучше держать от него подальше какие-то предметы.
Мне кажется, что это даже не искусственная среда, а нормальная как раз, с учетом ребенка в доме.
После 2х лет уже видно насколько он готов больше всего понимать - про осторожно,горячее, острое и пр. И тогда можно постепенно возвращать предметы на законные им места.
с горячим, кстати, легче пошло - кира довольно быстро усвоила и не трогает, если предупредить, а вот с абстрактным "нельзя", конечно, труднее.
По поводу пальца - я, видимо, выразилась не вполне понятно! Меня не тревожит сам факт сосания, не раздражает. Я не переживаю, что она так и будет сосать и в 5, и в 15, нет. Меня смущает, что от этой привычки в основании больших пальцев появляются болячки, заеды, так сказать, зубами туда утыкается, ну и тот факт что летом она может что-то подцепить, приложившись к грязному пальцу. Есть, конечно, надежда, что на улице она будет понимать, что ручки грязные, ну и, конечно, буду протирать их
В общем, буду меньше внимания обращать, решено)) Возможно, стоит нечасто просить палец не сосать и объяснять, почему, но особого акцента не делать...
Приятно удивлена, что вы помните имя моей дочки))